О снятии земельных участков с кадастрового учета

О снятии земельных участков с кадастрового учета.
Управление Росреестра по Новосибирской области информирует, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ земельные участки, поставленные на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, но права на которые не зарегистрированы, подлежат снятию с кадастрового учета.
Снятые с кадастрового учета земельные участки выбывают из гражданского оборота и не могут быть предметами сделок.
Для восстановления земельных участков правообладателям придется заново проводить межевание земельных участков, что повлечет дополнительные финансовые затраты, а в некоторых случаях это возможно будет сделать только в судебном порядке.
С 1 января 2017 года при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости необходимых сведений о земельных участках или расположенных на них зданиях Управление Росреестра направляет запросы в органы власти о наличии документов для регистрации прав. Если в течение трех месяцев со дня направления запросов ответы не поступают или поступит информация об отсутствии документов, такие земельные участки будут сняты с кадастрового учета.
Для недопущения подобных ситуаций Управление Росреестра рекомендует своевременно оформлять права на земельные участки.
С общедоступными сведениями о характеристиках земельных участков и зарегистрированных правах на них может бесплатно ознакомиться любое заинтересованное лицо с помощью электронного сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на официальном сайте Росреестра в сети Интернет https://rosreestr.ru/.
Материал подготовлен Тогучинским отделом Управления Росреестра
по Новосибирской области
О копиях документов, выдаваемых Росреестром.
Управление Росреестра по Новосибирской области информирует о возможности получения копий документов, содержащихся в реестровых делах:
- копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (при наличии в Управлении Росреестра по Новосибирской области подлинников).
- копий документов, на основании которых сведения об объекте внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН): межевой план, технический план, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и др.
Копии документов могут получить правообладатели, их законные представители, а также лица, действующие на основании доверенности.
Для получения документов необходимо подать запрос о предоставлении сведений в виде копий документов по специальной форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968.
Это можно сделать одним из следующих способов:
- лично обратиться в многофункциональный центр независимо от места нахождения объекта недвижимости;
- направить запрос по почте (запрос должен быть заверен нотариусом);
- через официальный сайт Росреестра https://rosreestr.ru (в электронном виде, заполнив форму запроса) или Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Для получения сведений из ЕГРН в виде электронного документа необходимо подать запрос в электронной форме.
Запрос о предоставлении копии документов, представленный с нарушениями, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию установленным требованиям, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав.
Копии документов выдаются в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса органом регистрации прав. Эта услуга является платной. Размеры платы утверждены приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 №291 и составляют от 300 рублей до 4500 рублей на бумажном носителе и от 150 рублей до 950 рублей в электронном виде за одну единицу.
Бесплатно сведения предоставляются правоохранительным органам, судам, судебным приставам-исполнителям, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам прокуратуры Российской Федерации, арбитражным управляющим, нотариусам.
С информацией о порядке получения сведений из ЕГРН можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра в сети Интернет https://rosreestr.ru.
Личный кабинет Росреестра
Электронный сервис «Личный кабинет» на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru позволяет физическим или юридическим лицам, имеющим объекты недвижимого имущества:
- проверять информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости, например кадастровый номер, площадь, кадастровая стоимость, сведения об ограничениях / обременениях прав на странице «Мои объекты»;
- размещать извещение о продаже своей доли в праве собственности;
- отслеживать статус исполнения государственных услуг в случае подачи заявления через Личный кабинет в разделе «Мои заявки»;
- записываться на прием в офисы приема-выдачи документов органа регистрации прав по экстерриториальному принципу;
- осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка (СРЗУ) на кадастровом плане территории в форме электронного документа;
- оплачивать использование сервисов «Подготовка схемы расположения земельного участка» и (или) «Предоставление сведений ЕГРН» в разделе «Мой баланс»;
- получать различные уведомления:
— о ходе исполнения государственных услуг;
— об осуществлении предварительной записи на прием;
— о поступлении оплаты за использование сервисов «Подготовка схемы расположения земельного участка» и (или) «Предоставление сведений ЕГРН» в разделе «Мой баланс»;
- управлять способами получения уведомлений в разделе «Настройки».
В Личном кабинете размещено «Руководство пользователя» где даны понятные пошаговые инструкции.
Для авторизации в личном кабинете Росреестра используется подтвержденная учетная запись пользователя на едином портале государственных услуг Российской Федерации www.gosuslugi.ru.
Материал подготовлен Тогучинским отделом Управления Росреестра
по Новосибирской области
Новые правила передачи нотариусом документов на регистрацию в Росреестр
С февраля законодательством установлена обязанность нотариуса после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве) представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в регистрирующий орган. Исключение составляют случаи, когда стороны сделки возражают против подачи такого заявления нотариусом.
Передать документы на регистрацию нотариус обязан не позднее окончания рабочего дня или в сроки, предусмотренные сторонами в договоре.
В случае невозможности представить документы в Росреестр в электронной форме нотариус обязан представить их на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
Законодательством также установлен перечень причин, при наличии которых представление документов нотариусом в электронной форме является невозможным:
- отсутствие доступа к сервисам единой информационной системы нотариата, которое подтверждается средствами такой системы или наличием на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения об отсутствии доступа к сервисам указанной системы;
- отказ по техническим причинам в обработке документов в электронной форме при направлении их через официальный сайт Росреестра, который подтверждается наличием на официальном сайте сообщения об этом;
- отсутствие возможности направления документов в электронной форме по объективным причинам, к которым законодательство о нотариате относит выезд нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы; отсутствие возможности внесения сведений в единую информационную систему по техническим причинам, подтвержденное записью в поле «Особые отметки» реестра нотариальных действий.
Срок регистрации составляет один рабочий день со дня поступления соответствующих документов в регистрирующий орган.
Важным моментом является то, что нотариальное удостоверение сделки и передача документов на регистрацию в Росреестр теперь представляют собой не самостоятельные услуги, а единое нотариальное действие. Поэтому представление нотариусом документов в орган регистрации прав не требует дополнительной оплаты.
В целом изменения в законодательстве позволят: упростить процесс регистрации прав; повысить безопасность сделок; уменьшить временные и денежные издержки граждан; сократить срок регистрации; повысить доступность и качество оказания государственных услуг; обеспечить быстрое внесение в Единый государственный реестр недвижимости актуальных сведений о правообладателях недвижимости.
За истекший месяц нотариусами Новосибирской области подано 603 заявления в электронном виде.
Материал подготовлен Тогучинским отделом Управления Росреестра
по Новосибирской области
Порядок регистрации на садовые и жилые дома после 1 марта 2019 года
Как оформить жилой или садовый дом после 1 марта 2019 года?
До этой даты существовал упрощенный порядок оформления таких строений – на основании правоустанавливающего документа на земельный участок и технического плана, подготовленного кадастровым инженером по результатам измерений.
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд …».
Закон определил, что можно делать на садовом, а что на огородном участке.
Садовый участок - это участок, на котором можно возводить садовые и жилые дома, хозяйственные постройки и гаражи. Кроме того, там можно сажать сельскохозяйственные культуры для собственных нужд.
Огородный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Закон запрещает строительство на таких участках объектов недвижимости. Строить можно только хозяйственные постройки для хранения инвентаря.
Понятия дачного земельного участка теперь не содержится в действующем законодательстве.
Зарегистрированное до 1 января 1999 года право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения на огородном земельном участке, которые не являются самовольными постройками, сохраняются.
На садовых участках можно строить жилые дома. Это значит, что в таких домах граждане смогут прописываться.
Прежде чем зарегистрировать строение на земельном участке, садоводам следует определить, какие критерии для отнесения к садовому или жилому дому имеются в его постройке.
«Садовый дом» - это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанное с их временным пребыванием в таком здании.
Жилой дом - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров.
Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» равнозначны.
При условии, если застройщик является собственником земельного участка или владеет землей на ином праве, для оформления документов на жилой или садовый дом необходимо выполнить следующие действия:
- обратиться в местную администрацию и подать уведомление о начале строительства объекта недвижимости на садовом земельном участке (начало строительства возможно только после получения уведомления о соответствии параметров планируемого к строительству объекта градостроительному регламенту);
- за месяц до завершения строительства объекта обратиться в администрацию с заявлением о завершении строительства дома;
- следует обратиться к кадастровому инженеру за изготовлением технического плана, который прилагается к уведомлению о завершении строительства;
- предоставить информацию об уплате государственной пошлины в размере 245 рублей;
- заявление на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права подает местный орган власти, который выдает уведомление о соответствии построенного объекта ранее заявленным параметрам строительства.
Материал подготовлен Тогучинским отделом Управления Росреестра
по Новосибирской области
Тезисы о законопроектах, устанавливающих понятие и содержание недвижимости
(подготовлены центральным аппаратом Росреестра)
1) Росреестр принимает участие в работе над законопроектами, которые предполагают внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и ряд других законодательных актов в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе. 17 октября 2018 года законопроекты представлены Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации.
2) Законопроекты устанавливают четкое понятие объекта недвижимости, а также критерии разграничения движимых и недвижимых вещей. Сейчас по Гражданскому кодексу к недвижимости относятся земельные участки, а также здания и сооружения, прочно связанные с землей и перемещение которых невозможно без причинения им несоразмерного ущерба. Однако в современных условиях переместить с одного места на другое (в том числе в пределах одного земельного участка) можно практически любой объект. Законопроекты также предлагают усовершенствовать институт «составной» недвижимости за счет уточнения содержания института «единый недвижимый комплекс», который уже существует в действующем законодательстве.
3) Законопроекты предлагают признаки объекта недвижимости, которые могут предопределяться уже на стадии проектирования и строительства и в последующем могут быть подтверждены документально. Кроме того, проекты законов с учетом сложившейся судебной практики, из-за более четкого определения признаков объектов недвижимости связывают его с уже применяемыми в законодательстве понятиями – «объект капитального строительства», «объект некапитального строительства», «вспомогательное и временное строение и сооружение», «строение» и пр.
4) Согласно законопроектам, строения, для возведения которых не нужно разрешение на строительство или уведомление о предстоящем строительстве, автоматически перестают быть самостоятельными недвижимыми вещами, а юридически становятся «улучшениями» земельного участка. Улучшениями земельного участка или других объектов недвижимости предлагается считать временные строения и вспомогательные постройки, которые в связи с принятием законопроектов не смогут признаваться недвижимостью (например, замощения, ограждения и пр.). В зависимости от прочности связи с недвижимостью улучшения разделяются на отделимые и неотделимые, однако будут выступать с недвижимостью в обороте как единое целое. «Неотделимыми улучшениями земельного участка», например, предлагается считать линейные объекты (железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, кабели связи). К «отделимым улучшениям земельного участка», в частности, будут отнесены беседки и теплицы, то есть некапитальные объекты. Переходными положениями предлагается предусмотреть, что ряд объектов, для строительства которых ранее не требовалось разрешения на строительство или уведомления останутся объектами недвижимости. Это относится к жилым домам и жилым строениям, которые были размещены на садовых и дачных участках, к гаражам, а также к буровым скважинам (за исключением артезианских скважин). В отношении прочих объектов, не отвечающих новым признакам недвижимости, но права на которые были зарегистрированы в ЕГРН, будет установлена процедура исключения сведений о таких объектах из реестра в судебном или во внесудебном порядке в зависимости от вида и характеристик объекта.
5) Законопроекты предлагают порядок формирования «единого недвижимого комплекса», который объединяет земельный участок и все здания на нем, находящиеся в собственности одного лица. Предлагается также считать «единым недвижимым комплексом» «предприятия» и «имущественные и производственно-технологические комплексы», а эти понятия убрать из законодательства. Соответствующие изменения предоставляют право собственнику объектов недвижимости создать единый недвижимый комплекс из принадлежащих ему объектов недвижимости, если они расположены на одном земельном участке.
6) Основной задачей законопроектов также является установление порядка образования объектов недвижимости из существующих построек. В отличие от образования земельных участков, которые обособляются друг от друга условной чертой, другие объекты недвижимости, как правило, должны быть обособлены друг от друга перекрытиями или перегородками. Поэтому особое внимание уделяется юридически значимым действиям
по оформлению объекта недвижимости с проведением строительных работ. При этом учтено, что в постройках могут быть случаи образования объекта недвижимости
без проведения строительных работ, например, объединение или раздел линейного сооружения, раздел дома блокированной застройки (таунхауза), объединение машино-мест.
7) Законопроекты упорядочивают способы возникновения, а также прекращения существования объектов недвижимости. В частности, объект может быть создан при строительстве, образован, изменен при реконструкции, перепланировке путем его раздела, объединения, выдела. Прекращено существование объекта возможно путем полной ликвидации при сносе или гибели.
8) В целом предполагается, что реализация законопроектов устранит необходимость совершения отдельных регистрационных действий в отношении ряда объектов недвижимости, в том числе за счет создания единого недвижимого комплекса. Вследствие этого предполагается сокращение расходов, связанных с постановкой объектов
на государственный кадастровый учет и регистрацией прав.
9) Внесение предлагаемых изменений в законодательство позволит урегулировать спорные вопросы между налогоплательщиками и налоговыми органами при применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества.
Тезисы о проекте федерального закона о гаражах и порядке их приобретения
1) Минэкономразвития разработало проект федерального закона о гаражах и порядке их приобретения (Проект)*. Основная цель Проекта – комплексное и системное регулирование вопросов правового статуса и деятельности гаражных и гаражно-строительных кооперативов, а также оформления прав на объекты гаражного назначения. Предполагается, что с принятием закона у граждан, не имеющих документы на гаражи, появится возможность оформить их в собственность и приобрести участок под ними.
2) Ранее ситуации, связанные со строительством гаражей и возникновением на них права собственности граждан, были урегулированы рядом законодательных актов, в том числе советского периода. В настоящее время законодательство не содержит отдельного специального нормативного правового акта, регламентирующего деятельность гаражно-строительных кооперативов. Кроме того, в законодательстве отсутствуют определения понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».
3) По данным ФНС России в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержится информация о почти 37 тыс. юридических лицах, зарегистрированных в качестве гаражных (гаражно-строительных) кооперативов.
По данным Росреестра в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) учтены сведения об объектах гаражного назначения:
- с наименованием «здание», «сооружение» поставлено на государственный кадастровый учет более 3 млн объектов, права зарегистрированы на более 1,7 объектов;
- с наименованием «помещение» поставлено на государственный кадастровый учет 2,6 млн объектов, права зарегистрированы на 1,7 млн объектов;
- около 1,4 млн земельных участков, на которых расположены объекты гаражного назначения. Из них на более 1 млн земельных участков зарегистрированы права физических лиц, на 8,1 тыс. земельных участков – права юридических лиц.
По информации, представленной в Минэкономразвития органами государственной власти субъектов России, количество существующих, но не оформленных в установленном порядке объектов гаражного назначения значительно превышает количество таких объектов, учтенных в ЕГРН.
4) Органами власти субъектов Российской Федерации отмечается ряд проблем, связанных с оформлением объектов гаражного назначения:
- Трудности при регистрации права собственности членов гаражно-строительных кооперативов на объекты гаражного назначения и занимаемые ими земельные участки из-за отсутствия документов как о предоставлении земельных участков для строительства гаражей, так и на сами гаражи;
- Проблемы в сфере деятельности гаражно-строительных кооперативов, в том числе отсутствие механизма предоставления таким организациям земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования;
- С точки зрения гражданского законодательства не определены собственники объектов гаражного назначения, в бюджеты различного уровня не поступают доходы в виде арендной платы, земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- Не установлены лица, ответственные за содержание и эксплуатацию гаражей, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности населения.
5) Законопроект предлагает определение таких понятий, как «индивидуальный гараж», «многоэтажный гараж», «гаражный бокс». Определяется также понятия «гаражный кооператив», а понятия «гаражный кооператив», «гаражный потребительский кооператив» и «гаражно-строительный кооператив предлагается считать равнозначными.
6) Законопроект предлагает определить понятие «некапитальный гараж». Это обеспечит возможность с учетом градостроительных норм предоставлять инвалидам вне очереди места для строительства гаража или стоянки для средств передвижения вблизи их места жительства (согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В настоящее время в таких ситуациях возникают трудности, связанные с формированием земельного участка для строительства гаража или стоянки на территории, занятой многоквартирными домами. Инвалид, желающий получить земельный участок для указанных целей, несет расходы за внесение изменений в утвержденные проекты планировки и межевания территории. В связи с этим Проектом предложено осуществлять размещение некапитальных гаражей на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
7) Законопроект определяет механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса. Документ определяет также перечень документов, необходимых для приобретения гражданами, земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения.
8) Законопроект предлагает определить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены многоэтажные гаражи, а также особенности приобретения и использования имущества общего пользования гаражного назначения.
9) Законопроект размещен на портале проектов правовых актов. Внести законопроект в Правительство РФ планируется в мае 2019 года. Ожидаемый срок вступления закона в силу – 2020 год.
* Проект федерального закона «О гаражах, о порядке приобретения прав на них и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России.